Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 30 человек

Музыкальный руководитель

Дата: 4 ноября 2018 в 23:03, Обновлено 5 июня 2019 в 08:22



 

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ: КОГДА ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ?

(консультация для родителей)

 

        Роль родителей в воспитании детей раннего возраста является определяющей. Важным фактором успешной адаптации к детскому саду будет привлечение родителей к активному участию в общем и музыкально-эстетическом развитии своего малыша.

Как проявляется чувство ритма у малыша?

Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку. Развитие чувства ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой.

Какие виды занятий развивает чувство ритма?

Упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах  (бубны, барабаны, погремушки), пение.

С чего начинать? Массаж с пением можно проводить уже с первого месяца жизни. Гимнастику с пением – со второго месяца.  Чуть позже  выстукивание «в такт» (метрическая пульсация) – хлопки, шлепки, притопы. Игра на шумовых музыкальных инструментах – с 4-го, 5-го месяцев жизни.

Какие использовать упражнения?

Для формирования и активного развития чувства метра и ритма можно рекомендовать следующие задания:

  1. Не громко, с усиленной артикуляцией, проговариваем текст стихов или поём короткие песенки с одновременным прохлопыванием  или простукиванием ритма кончиками пальчиков по столу.

  2.  Проговариваем стихи «понарошку», беззвучно, с максимальной артикуляцией и одновременно прохлопываем кончиками пальцев.

  3.  Громко, ритмично проговариваем или поём под музыку с одновременной «ходьбой» руками по коленям малыша.

  4.  Ходим на месте под  чтение  или пение,  высоко поднимая ноги  или раскачиваясь.

  5.  Медленно поём короткие, простые песенки и выполняем игровые движения:

«клюём зёрнышки», «лепим пирожки», «стучим копытцем» и т. д.
 

Когда можно приучать ребёнка к пению?

Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это д.б.колыбельные и др. спокойные, протяжные песни.(«Баю-бай», «Котенька-коток», «Ладушки», «Петушок»)
 

С чего начинать?

Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте малышу свой восторг от его вокализаций. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в «репертуаре» ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.

Следующий этап в обучении пению – воспроизведение звукоподражаний.
 

Когда можно начинать обучать звукоподражанию?

Начинать можно после того, как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать «голосу» животного или другому звуку. Подберите рисунки животных или предметов, которые «издают» интересные звуки. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или животные, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее он начнёт копировать. Например, «Вот собачка лает «Ав! Ав!» Лайте, пока это нравится вашему малышу.  Когда он научится повторять звук за вами, покажите картинку – может быть ребёнок начнёт имитировать звук сам.  Хвалите его за любую попытку.

          Чем полезно для ребёнка пение?

          Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает  глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании  песенок  дети  уверенно  и  чисто  подпевают  лёгкие  песенки в  2-3-ёхлетнем возрасте.

С какого возраста следует давать малышу музыкальные игрушки?

С 2-3 месяцев. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к  самостоятельному   музицированию.   Для этого подойдут погремушки, колокольчики, предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат.

Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?

Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля. Как заниматься с малышом? Прежде всего, обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышу, разговаривайте с ним, особенно если он   реагирует на «музыку».

            Специалисты утверждают, что дети, чьим музыкальным воспитанием заниматься ещё до рождения, быстрее начинают сидеть, стоять, ходить, разговаривать.  Кроме того, такие дети отличаются кротким нравом и уверенностью в собственных силах.




 

В возрасте 2-3 лет наиболее оптимально будет обратить внимание малыша на ознакомление с музыкальными инструментами. Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на "ура". Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.
Затем предлагаем бубен - по сути, усложненный вариант барабана - можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой - удары на сильную долю - места, которые звучат более сильно и четко. Например, "В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик" и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ... Топ... Топ... (делаем паузы в 2-3 секунды). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь.
А теперь - ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности, звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия ("Танец маленьких утят", "Антошка", "Кабы не было зимы"). Показывайте свой восторг при любых проявлениях интереса ребёнка к инструментальному музицированию. Хвалите малыша, просите "помочь маме поиграть" - и вы испытаете много радостных мгновений от совместного творчества.

КАК  СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С РЕБЁНКОМ?

Как долго?
 Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. 
 Как? 
 Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. 
 Когда? 
 Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
 Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант). 
 Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
 Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
 В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
 Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

Зачем нужна эта музыка?

Многолетний опыт убеждает меня в том, что развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его погружение в мир музыки. Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.

Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. 

Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

Музыкально — ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

 Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением,помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.

Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Искусство пения — это прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса.

Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму, снимают усталость и переутомление.

Памятка (ясли):

«Музыкальные занятия с малышами в период адаптации»

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка: происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, плаксивость.  

Содержание  деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста состоит из разделов:

1.  Лечебно-профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж, фито- и витаминотерапию, лекарственную терапию, здоровый сон, закаливание, лечебное и диетическое питание; качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни.

2  .Обеспечение психологической безопасности ребенка. Оно предполагает многовариантный режим жизнедеятельности,  использование как макро -, так и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.

3. Оздоровительная направленность образовательного процесса -  это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий.

При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс, вызванный расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей.  Малыши в начале  учебного года нелегко привыкают к новой обстановке, окружающим их предметам. Поэтому в течение первых месяцев музыкальные занятия с детьми раннего возраста проводятся в групповой комнате, где нет пианино, но есть фонотека детской музыки и синтезатор. Использование звучащих игрушек, детских музыкальных инструментов вводит детей в мир музыкальных звуков. Так происходит накапливание слухового опыта.

В занятия с малышами постепенно вводится все больше заданий: послушать музыку, подвигаться с какими- либо игрушками или предметами, поиграть в игру, включающую звукоподражание или интонирование, пляску. Всякий раз появление новых музыкальных инструментов вызывает у детей радостные эмоции, а прослушивание знакомых песен – интерес к ним.  Дети радуются ярким цветным  платочкам, звонким колокольчикам, спешат поскорее взять предмет и действовать с ним. Все атрибуты вносятся сюрпризом, в игровой форме, настраивая малышей на выполнение двигательного задания. Таким образом,  осуществляется выполнение  общеобразовательной задачи: развитие предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста.

Роль музыки в снятии психоэмоционального  напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, развиваются не только его музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира.

Психика детей раннего возраста устроена так, что их практически невозможно заставить целенаправленно выполнять даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно что- либо делать не потому, что это «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно ощущение радости и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. Использование  лечебных игр способствует всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению эмоционального  тонуса детей.  Целью подобных игр является: формирование коммуникативных навыков, побуждение к контакту, создание  теплой атмосферы и положительного отношения к пребыванию в детском саду.

Большое значение для профилактики  психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста имеет работа педагогического коллектива с семьей. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима преемственность работы ДОУ  и  воспитания в семье.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.