Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 30 человек

Учитель - дефектолог

Дата: 4 ноября 2018 в 23:07, Обновлено 20 ноября 2019 в 11:38

Развитие мелкой моторики у детей

    Мелкая моторика — это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.

   Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

   Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

    Рекомендовано начинать активную тренировку пальчиков как можно раньше.      

    Для этого можно использовать:

·        переливание жидкостей из одной емкости в другую;

·        игры с мозаикой;

·        раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;

·        игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);

·        застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;

         лепка из пластилина;

·        рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);

·        вырезание из бумаги разных фигурок;

·        постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);

·        перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;

·        закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

·        поиск разных предметов закопанных в песке.

   И еще множество разнообразных занимательных игр и занятий…

   Ежедневно предлагайте детям такие задания!

  Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

   Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. А к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

У детей с недостатками речевого развития обращают на себя внимание особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет   увидеть    недостаточную координацию пальцев.

Доказано,      что        специальная        работа    по   формированию    мелкой    моторики    пальцев    рук благотворно влияет на процесс развития речи.

Игры и игровые приемы.

Шнуровки: продаются готовые (деревянные и пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т.п. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь и др.

Забавные картинки: на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Предложите ребенку горошинами или другой крупой выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки) и т.п.

«Обведи     по     контуру»: обводить     трафареты, изображающие различные предметы, заштриховать, вырезать.

«Вышей»:по   контуру   вышивать   на   картоне   простое   предметное изображение.

«Накорми Цыпа и Цып-Цыпа»: Цып любит пшено, а  Цып-цып – рис (рис и пшено смешивают в одну небольшую кучку). Ребенок в процессе игры разбирает крупу на 2 кучки и кладет соответствующую крупу перед «цыплятами».

Соленое тесто: вместо пластилина для лепки можно использовать тесто.

Рецепт соленого теста для лепки: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите вместе с ребенком овощи, фрукты, хлеб, посуду и т.д.

Развитию моторики пальцев рук хорошо способствуют различные виды мозаик.

Все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику ребенка.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

  • Речевые игры позволяют  ненавязчиво, в игровой форме развить у ребенка-дошкольника  лексико-грамматическую сторону речи. Эти игры нравятся детям,  не требуют дополнительного оборудования и  не занимают много времени.
  • Эти игры полезны всем детям дошкольного возраста: как с нарушениями речи, так и без них.

   1. «Большой – маленький» (образование уменьшительно-ласкательных форм слов).

  • Инструкция для ребенка: «я назову предмет, а ты назови его ласково, как будто он маленький». Например, стол – столик, шкаф – шкафчик. 
  • 2. «Один – много» (образование множественного числа имен существительных).
  •  Инструкция для ребенка: «Я назову один предмет, а ты назови много таких же предметов». Пример: стол – столы, стул – стулья, и т.п.
  • 3. «Чего нет?» (образование родительного падежа имен существительных единственного или множественного числа).
  • Инструкция для ребенка: давай поиграем в интересную игру «Чего нет?» Я буду называть предмет, а ты будешь отвечать, что здесь такого предмета нет. Например, дом – нет дома. Стол – нет стола. Подушка – нет подушки.
  • Когда ребенок освоит эту игру, ее можно усложнить, предлагая для игры предмет во множественном числе: столы – нет столов, подушки – нет подушек, и т.п.
  • 4. «Скажи наоборот» (подбор антонимов).
  • Инструкция для ребенка:  «Давай с тобой поиграем в спор: я буду называть слова, а ты отвечай мне все наоборот». Например, большой -маленький, высокий – низкий,  и т.д.
  •  5. «Вкусный сок» (образование относительных прилагательных).
  • Инструкция для ребенка: Давай посмотрим, какие у нас есть  (или здесь нарисованы)  фрукты (или овощи). Назовем их. Давай подумаем, какой сок из этого фрукта получится? Пример: из персика какой получится сок? Персиковый. И  так далее.
  • Позже можно усложнить эту игру: назвать, какое пюре получится (средний род) и какая долька (женский род). Например, какое пюре получится из моркови? (Морковное)  А из кабачка? (Кабачковое)
  • 6. «Из чего сделано?» (образование  относительных  прилагательных).
  • Инструкция для ребенка: давай посмотрим, из чего сделаны предметы вокруг нас и назовем словами.  Пример: ручка сделана из пластмассы, значит она какая? Пластмассовая. Стакан сделан из стекла, значит он какой? Стеклянный. Сумка сделана из кожи, значит она….. кожаная!  И прочее.
  • 7. «1,2,3,4,5» (согласование имен существительных с числительными)

В этой игре мы будем считать разные предметы до пяти. Например, так: один ключ, два ключа, три ключа, четыре ключа, пять ключей. Так можно считать любые окружающие предметы, изображения любых предметов и прочее.

8. «У кого какой детеныш?»

 Инструкция для ребенка: давай назовем, у кого как детеныш называется ( у коровы – теленок, телята; у лошади – жеребенок, жеребята и т.д.) – отрабатываем сразу единственное и множественное число существительного. Можно использовать картинки с изображением животных, но необязательно.

  • 9. «Чьё это?»  (образование притяжательных прилагательных).

Инструкция для ребенка: давай назовем, чьё это?

Можно проводить игру на примере темы «животные»: У лисы хвостик  чей? - лисий, у волка ? – волчий и т.п. Можно по теме «семья», «одежда», «обувь»: чья рубашка? – папина;  Чей ботинок? - Костин.  и т.п.  Можно использовать картинки с изображением предметов или сами предметы, а можно обойтись и без них.

  • 10. «Это все – что?» (подбор обобщающих слов).

Инструкция для ребенка:  я назову несколько слов, а ты подумай и скажи, как все это  назвать одним словом. Например: стол, стул, кресло, кровать – это все …… (мебель).

лексической теме), которую он не должен показывать другим детям. Ребенок выходит и объясняет, что нарисовано на его картинке, не называя самого слова. Здесь удобно использовать план: какого размера предмет, какого цвета, для чего нужен.

  • 11. «4-й лишний»  (развитие мышления, процессов анализа и синтеза).

Инструкция для ребенка: я назову тебе несколько слов, но одно из них лишнее. Надо угадать, какое лишнее и объяснить, почему.

Желаем успехов!!!

Как читать книги детям 

      Знакомство с художественным словом - одно из важнейших условий формирования речи детей. Родители должны создавать и использовать ситуацию для чтения книг ребенку. Обратите внимание ребенка на состояние книги, на то, как надо с книгой обращаться, рассмотрите вместе иллюстрации к книге. Главное - заинтересовать ребенка содержанием книги. Используйте книги со множеством иллюстраций. Ребенку легче понять изображенную в рисунках ситуацию, чем простое словесное описание. Хорошо для этого использовать серии иллюстраций, где ребенок наглядно может установить последовательность изложения содержания. Рассказывание прочитанного даже при понятном содержании, всегда представляет для ребенка трудность. В этом случае хорошую помощь оказывает игра. Возьмите игрушки, которые могут выполнять роль персонажей сказки. Пусть ребенок играет, комментируя свои действия. Можно использовать инсценировку. Игра поможет ребенку установить временную последовательность. Широко используйте беседы по прочитанному. Задавайте сначала вопросы в той последовательности, в которой идет изложение текста. Затем вопросы, касающиеся основного смысла прочитанного. Особенно трудно делать детям умозаключения. Здесь надо широко использовать личный опыт детей, подводить их к пониманию смысла. Поговорите о героях книги, дайте вместе оценку поступкам героев. Для этого можно еще раз прочитать отрывок из текста, где автор ярко и характерно описывает героя. Учите детей устанавливать причинно-следственные отношения. Правильно отвечать на вопросы «почему?», «зачем?», «для чего?» Эти вопросы активизируют умственную активность детей, подводят детей к усвоению новых понятий, развивают навыки устной речи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.